Воскресенье
16.12.2018
13:48
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ № 2 "Ладушки"
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
Методические разработки [1]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » Методические разработки » Методические разработки

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
[ Скачать с сервера (13.7 Kb) ] 27.05.2010, 19:20

  В наши дни в дошкольных учреждениях детей интенсивно обучают математике, русскому и иностранному языкам. В то же время бытует мнение, что в экологическом образовании знания такого большого значения не имеют, а основной акцент необходимо делать на воспитании бережного отношения к природе, выработке трудовых навыков в природных условиях. Конечно, эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде. Однако этого недостаточно: детям нужен минимум элементарных экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. Сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней даст гораздо больший эффект.

  Под экологическим образование дошкольников мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

  Комплекс взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка включает:

·        Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

·        Развитие познавательного интереса к миру природы;

·        Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

·        Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

·        Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

·        Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

·        Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

·        Формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

·        Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

  Содержание экологического образования дошкольников необходимо рассматривать, прежде всего, в рамках системы непрерывного экологического образования. Следовательно, принципы отбора содержания, разработанные для других уровней, должны быть адаптированы, конкретизированы и дополнены новыми, специфическими для дошкольного звена. Только в этом случае будет соблюден принцип системы непрерывного экологического образования – преемственность.

  В концепции общего экологического образования отмечаются две группы принципов: общепедагогические (гуманизм, научность, систематичность и др.), содержание которых углубленно и расширено экологической темой, и специфические для этой отрасли образования (прогностичность, интеграция, взаимосвязанное раскрытие глобальных, национальных и краеведческих экопроблем  и путей их решения и др.).

  В целом можно отметить довольно хорошо разработанную систему принципов экологического образования школьников и студентов. В то же время в отношении дошкольного возраста этот вопрос разработан в меньшей степени.

  Анализ литературы и практический опыт работы позволяет предложить ряд принципов отбора содержания экологического образования дошкольников.

   НАУЧНОСТЬ

  Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения. Еще К.Д.Ушинский рекомендовал «не отвергать науки для детей», т.е. «сообщений из разных областей науки, которые могут быть полезны для ребенка и выработки его миросозерцания». В то же время автор отмечал, что с одной стороны, не следует искусственно принижать научные знания до уровня детского понимания, с другой – не следует давать дошкольникам знания, которые превышают их умственный уровень развития.

  Авторы «Основ дошкольной педагогики» отмечают, что  «в настоящее время приобретает актуальность вопрос о повышении научности не только школьных, но и дошкольных знаний». Естественно, речь не идет о необходимости формирования у дошкольников системы научных понятий. Однако, как подчеркивается в монографии, «создать предпосылки такого формирования, которые будут реализованы в школе, уже можно и у детей дошкольного возраста». В экологическом образовании эта проблема приобретает особое значение, так как многие работники дошкольных учреждений не обладают современными экологическими знаниями. В ряде методических разработок можно встретить элементарные экологические, биологические, географические ошибки. Существует мнение, что научная достоверность на дошкольном уровне необязательна, достаточно сформировать у детей положительное отношение к природе. Однако опыт показывает, что неправильная информация приводит к формированию у ребенка искаженных представлений об окружающем мире, и это сказывается на его поведенческих установках. Кроме того, неверная информация нарушает преемственность дошкольного и школьного обучения. Ребенок приходит в первый класс уже со сформированными неточными естественно-научными представлениями.

  Итак, у ребенка можно и нужно формировать систему научных экологических понятий, однако их содержание может быть объяснено через специфически дошкольные виды деятельности. Таким образом, уже в дошкольном возрасте ребенок должен получать только научно достоверную информацию. На практике же этот принцип зачастую нарушается.

  Опыт показывает, что большинство детей этого возраста с большим интересом относятся к знаниям о природе, однако нередко эти знания они черпают из рекламы, мультфильмов. Так, опросы детей старших групп показали, что 94% детей утверждали, что еж питается яблоками, грибами, орехами, 5% затруднились с ответом, правильный ответ дал 1% детей. Зачастую искаженные знания дети получают из литературы. Так, устоявшееся представление и воспитателей, и ребят о том, что еж является вегетарианцем, почерпнуто в основном из детской литературы и мультфильмов ( на самом деле еж – типичный представитель группы насекомоядных, хотя в неволе может съесть и кусочек морковки). Некоторые воспитатели и даже авторы развивающих игр, ставящие перед собой цель познакомить детей с классификацией живых организмов, делят их на птиц, животных, насекомых, рыб и т.п. (на самом деле животные – это обобщающее понятие для всех указанных групп), а дождевых червей, пауков причисляют к насекомым. Зачастую и классификация растений производится педагогами на совершенно разной основе: растения делятся на «деревья, кусты, цветы, травы, ягоды». Нередко к растениям относят и грибы. И таких примеров много. Иногда в текстах сложные научные термины совмещаются с рассуждениями на бытовом уровне, причем многие термины экологии трактуются неточно. Конечно, все это нельзя ставить в вину воспитателям, которые не могут знать все научные тонкости, дело не в этом. Проблема состоит в том, что такие околонаучные представления распространяются в качестве методических рекомендаций и воспроизводятся другими воспитателями и детьми.

  ДОСТУПНОСТЬ

  Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Так, в некоторых работах предлагается знакомить детей с абстрактной и мало понятной для них информацией, например, с такой: «…за один солнечный день 1 га леса поглощает из воздуха около 250 кг углекислого газа, а выделяет 200кг кислорода». Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску.

  Таким образом, из экологического образования дошкольников должны быть исключены научные термины, однако содержание некоторых из них может быть объяснено детям в доступной, привлекательной и соответствующей возрасту форме: игры, наблюдения, чтение литературы, рисование, лепка, театрализованная деятельность и т.д.

    ГУМАНИСТИЧНОСТЬ

  Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. В конечном счете, и целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде. Реализация принципа гуманистичности особенно хорошо прослеживается, в частности, в программах эколого-валеологического направления.

  Принцип гуманистичности реализуется и через воспитание культуры потребления, чему у нас в стране пока еще уделяется крайне мало внимания. Содержание экологического образования должно способствовать также формированию у ребенка представлений о человеке как части природы и о самоценности природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на планете, благоговение перед всеми ее проявлениями.

  Принцип гуманистичности применим и к отбору методики экологического образования дошкольников. Он подразумевает переход с авторитарной модели обучения и воспитания на личностно-ориентированную модель, педагогику сотрудничества взрослого и ребенка, диалоговую форму обучения, когда ребенок становится равноправным членом обсуждения, а не обучаемым. Этот момент особо важен для дошкольной педагогики, так как ребенку без помощи взрослого трудно осознать себя партнером в общении с педагогом.

  ПРОГНОСТИЧНОСТЬ

  Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов). В дошкольном образовании в силу возрастных особенностей детей прогностичность ограничивается воспитание привычки и умения оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они наносят вред природе.

  ДЕЯТЕЛЬНОСТНОСТЬ  

  Деятельностный подход – основа экологического образования дошкольника. Именно поэтому программа подразумевает организацию в дошкольных учреждениях системы видов детской деятельности. Экологические знания, которые ребенок усваивает в процессе обучения по программе, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды. С одной стороны, такая деятельность – своеобразный результат сформировавшейся у дошкольника в процессе экологического образования мотивации и потребности, критерий уровня экологической культуры, с другой – в процессе самой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок – окружающая среда». Так, Г.А.Ягодин отмечал, что «экологическое образование – это гораздо больше, чем знания, умения и навыки, это мировоззрение, это вера в приоритет жизни… Поэтому важнейшая часть образования состоит в конкретных действиях, поступках, закрепляющих и развивающих это мировоззрение».

  Принцип деятельностности в отношениях «ребенок – природа» в дошкольной педагогике традиционно реализуется в процессе ухода за комнатными растениями, животными, работе на огороде. Однако с позиции экологического образования необходимо расширить рамки такой деятельности за счет участия детей совместно со взрослыми (особенно  родителями) или детьми более старшего возраста в различных природоохранных акциях, оценке состояния своего дома, двора, территории детского сада, группы (например, какие растения растут вокруг нас, достаточно ли их, как дома используется вода и т.п.). Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной и необходимой для него лично.

  ИНТЕГРАЦИЯ

  В настоящее время данный принцип активно реализуется в школьном экологическом образовании и менее активно – в дошкольном. Важность этого принципа и на дошкольной ступени обусловлена несколькими причинами: во-первых, интегративным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении. Последнее делает реализацию принципа интеграции в дошкольных учреждениях более реальной задачей, чем в школе. Для экологии как науки характерен высокий уровень интеграции: философии, науки, искусства, практической деятельности. На дошкольном уровне это проявляется в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка.

  ЦЕЛОСТНОСТЬ

  Этот принцип тесно связан с предыдущим и присущ именно дошкольному экологическому образованию, отражая, прежде всего, целостное восприятие окружающего мира ребенком и его единство с природой. В этом возрасте малыш действительно ощущает себя частью того, что существует вокруг. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении также должен строиться с учетом целостного подхода. Наиболее ярко принцип целостности в экологическом образовании отражает холистический подход.

  КОНСТРУКТИВИЗМ

  Конструктивный подход означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или возможность изменения ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести факты успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения.

  В настоящее время специальная литература, конспекты занятий по экологии нередко содержат чрезмерно негативную информацию. Распространено представление о том, что, чем страшнее, эмоциональнее будет подана информация, тем эффективнее окажется результат. Пятилетним детям рассказывают о кислотных дождях, которые «отравили землю», об «отравленном воздухе», «воде, которую невозможно пить».Особенно это характерно для рассмотрения темы об исчезнувших, редких животных, растениях, которые «умирают, погибают» и которых человек должен спасти. Однако при этом ребенку не дается информация о том, как именно можно это сделать, как люди могут спасти «умирающую землю» и т.д. Другие авторы объясняют детям, как «вместе с дымом вредные вещества из заводских труб поднимаются в небо и с дождем проливаются на землю, обжигая ветки и корни деревьев». Вряд ли эффективным результатом такого подхода в обучении можно считать тот факт, что «дети даже лучше взрослых связывают слово «экология» с понятием «тревога». Задачи экологического образования должны быть совершенно другими, а слово «экология» - вызывать у детей положительные эмоции, интерес, желание действовать, сохранять среду обитания, красоту окружающего мира.

  Результат тревожного подхода хорошо прослеживается и в ряде рисунков, создаваемых как детьми, так и воспитателями для детей. Так, на выставках можно увидеть детские рисунки, плакаты, на которых природа, будущее людей изображаются исключительно в темных, мрачных тонах, а надписи пестрят словами «тревога, умирают, просят о пощаде, экологическая катастрофа» и т.п. Вряд ли такой агитационный материал окажет положительное воздействие на детей, скорее, он их испугает, вызовет неприятие экологических проблем.

  Одна из задач экологического воспитания – сформировать положительное отношение к экологии, к окружающему миру. Изобилие отрицательных фактов, изложенных к тому же эмоционально негативно, производит на ребенка сильное отрицательное впечатление и может привести к развитию неврозов, появлению страхов.

  РЕГИОНАЛИЗМ

  Дошкольное экологическое образование должно опираться на объекты ближайшего окружения, что связанно с конкретным мышлением детей данного возраста. Изучение глобальных проблем – кислотных дождей, утончения озонового слоя, информация о которых иногда включается воспитателями в содержание занятий, представляется нецелесообразной. В работе с дошкольниками предпочтение должно быть отдано принципу регионализма, а не глобализма. Объяснить сущность глобальных проблем в большинстве случаев воспитатель может только при помощи беседы, без наглядного материала. Все понятия, связанные с глобальными проблемами, остаются для ребенка абстракцией, в чем-то даже сказкой и воспринимаются с трудом. С глобальными проблемами должны быть знакомы сами педагоги и родители. Формирование же экологических представлений ребенка, навыков экологически грамотного поведения, соответствующего отношения к окружающей среде происходит на основе его знакомства с объектами ближайшего окружения: помещением дошкольного учреждения и его территорией, собственной квартирой, дачей, ближайшим парком, лесом, озером. Для решения задач экологического образования должны быть подобраны объекты, явления, доступные ребенку, сущность которых он может познать в процессе детской деятельности.

  Регионализм проявляется и в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего, своего края, с учетом его историко-географических, этнографических особенностей. Это очень важный момент, так как опыт показывает, что многие дошкольники лучше знают представителей животного, растительного мира тропических лесов, чем обитающих рядом с ними. Поэтому крайне важно показать ребенку особенности взаимоотношений человека и природы на примерах региона, в котором он живет.

  СИСТЕМНОСТЬ

  В настоящее время во многих дошкольных учреждениях элементы экологических знаний даются от случая к случаю, они не связаны между собой. Однако, как известно, «наиболее существенные сдвиги в умственном развитии ребенка являются результатом усвоения не каких-то отдельных знаний и умений, а, во-первых, определенной системы знаний, отражающей существенные связи и зависимости той или иной области деятельности, и, во-вторых, общих форм мыслительной деятельности, лежащих в основе этой системы знаний… Материал, определенным образом упорядоченный в четкую целостную систему с простым принципом построения, легче усваивается, чем материал разрозненный, случайный». В связи с этим стоит вопрос о принципах отбора и систематизации экологических знаний. При этом важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения, выступающие как центральное ядро». Эти положения концепции дошкольной педагогики, разработанной под руководством А.В.Запорожца, актуальны и для экологического образования.

  Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом.

  Как и дошкольной педагогике в целом, в экологическом образовании принципы систематизации знаний обеспечивают реализацию принципа научности, так как в основу систематизации положены представления и элементарные понятия, отражающие основные законы природы и социальные взаимосвязи. В стихийном опыте детей уже имеются разнообразные представления о животных, растениях, и в меньшей степени – о неживой природе. Так, в ответах дошкольников 5-6 лет на вопрос «Что ты представляешь себе при слове «природа?»» чаще всего присутствовали объекты живой природы. Объекты неживой природы упоминались крайне редко. В ряде ответов присутствовал эмоциональный компонент (это чудеса, красиво, любовь). В то же время некоторые дети ответили «не знаю», «ничего не представляю».

  Принцип системности должен реализовываться через проблемный подход (с этой позиции он тесно связан с принципами интеграции, целостности).

  ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

  Принципиальная особенность системы экологического образования – это преемственность всех ее звеньев. Как правило, выделяют несколько ступеней системы непрерывного экологического образования: детский сад – школа – ВУЗ – повышение квалификации специалистов – население. Принцип преемственности предполагает, что дошкольное образование должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного образования. Так, необходимо соблюдать преемственность в работе детского сада и начальной школы, дошкольных учреждений и педагогических колледжей, вузов, готовящих будущих специалистов. С аналогичных позиций необходимо рассматривать и переподготовку кадров дошкольного образования на различных курсах повышения квалификации. Однако в настоящее время преобладают двухуровневые связи: «детский сад – начальная школа»,  составляют лишь учебно-воспитательные комплексы, создающие оптимальные условия для реализации принципа преемственности. Практически все работники дошкольных учреждений называют проблему преемственности детского сада и начальной школы одной из главных и нерешенных проблем педагогики.

  Проблема преемственности в содержании экологического образования дошкольников и учеников начальной школы заключается в упорядоченности, отборе основных компонентов этого содержания, соответствии их друг другу, реализации принципа системности на обеих ступенях, отработке системы усложнения знаний по нарастающей, в зависимости от возраста ребенка. 

Категория: Методические разработки | Добавил: Gigabyte
Просмотров: 39623 | Загрузок: 1116 | Комментарии: 13 | Рейтинг: 3.4/7
Всего комментариев: 121 2 »
12 Nazar0290  
у нас на вышеприведенном веб-ресурсе подобран громадный набор умных статей про http://ublaze.ru/forum/ftopic1217.html - Обзор HD ресивера триколор GS-8306 HD

11 Aleksandr9047  
тут на вышеприведенном интернет-ресурсе можно почитать большой выбор интересных статей про http://medbaz.com/pages-more-914.html - трещина на губе.

10 IdeplyAddex  
[B - Эту вещь надо установить любому!!!

Новый интернет-браузер с поддержкой аппаратного ускорения!!! Сайт открываются со скоростью света!!!
Скачать здесь:
[/B -
UPD
Добавлено через 5 минут:
[B - К сожалению, оффициальный сайт сайт сейчас не работает, а ссылка была удалена.
Скачивайте здесь http://firefoxik.ru/skachat-firefox.html - http://firefoxik.ru/skachat-firefox.html[/B -

9 Margarita2939  
тут на вышеприведенном веб-сайте подобран громадный выбор свежих новостей о ` http://www.infosuper.ru/ - Депозиты.

8 Katya7330  
Здравствуйте. Сделала для себя открытие: я уже 6 лет открываю сайты браузером опера, и лишь сегодня узнала о том, что у нее есть расширения!!!!У меня естьhttp://www.opera-all.com/ - _отличная идея, а именно: давайте начнем делится ими!

P.S. Я запостила в раздел this - туда? Если нет, переместите!

7 Jisreleltewly  
Мы рады приветствовать на нашем портале) Мы уже давно занимаемся продажей копий кроссовок Nike Air Max, New Balance и других.

Гарантией нашей прекрасной работы является большое количество довольных людей, которые совершили покупки в нашей группе вконтакте.
В настоящее время пиком продаж являются http://john-shop.ru/ - где купить кроссовки, которые можно купить на сайте http://john-shop.ru/.

6 Nina7041  
у нас на веб-блоге http://www.justlady.ru/articles-158693-5-mifov-o-nizkokaloriynyh-produktah - здесь можно почитать огромный ассортимент интересных статей на тему красоты. на данном веб-сайте все статьи предоставлены на всеобщее обозрение.

5 tenBreestelop  
JobsForDriver.com, owner operator jobs and trucking careers. Search http://www.jobsfordriver.com/ - job description driver and owner operator job openings across the USA and Canada.

4 Margarita4858  
Всем приветик! Давайте далиться последними просмотренными вами фильмами!
Меня недавно впечатлил фильм Мужчина с гарантиейhttp://kinokorsar.ru/ - . По-моему отличный отечественный фильм про взаимоотношения людей.
А вчера мы с мужем сходили на фильм Порочнакя страсть. Интересный фильм о семье, любовнице, деньгах, Тиме Роте и разрушении всего обыденного. Ричард Гир немного постарел, но актерская игра бесподобна!
Какие еще фильмы вы можете посоветовать? хочется чего-нибудь в этом же духе.

3 Lena1201  
Здравствуйте, друзья. Мы с мужем въехали в новую квартиру, ремонт в которой, похоже, не делался никогда. В связи с тем, что на ее покупку пришлось продать старый дом, отдать все сбережения и даже немного занять у родителей, финансовая ситуация не позволяет воспользоваться услугами ремонтных бригад.
А, тем не менее, у нас маленький ребенокhttp://strojdomsam.ru/ - , который просто не должен жить в таких условиях!
Вот я и думаю, как максимально сэкономить на ремонте и хотим попробовать сделать его своими руками.
Но дело в том, что у нас нет никакого опыта, поскольку муж больше головой работает, чем руками, да и боюсь, что придется потом переделывать все и исправлять, а это может повлечь еще большие расходы.
Поделитесь опытом, может кто-то знает, как сделать ремонт подешевле и за что можно взяться самим, а к чему привлекать мастеров.
Заранее благодарна.

1-10 11-12
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz